ОПРАВДАНИЕ ПО НЕВЕЖЕСТВУ

 

Спросили сына шейха Мухаммада ибн „Абдуль-Ваххаба о том, кто совершил куфр ненамеренно, а наоборот, будучи джахилем, заслуживает ли он оправдание независимо от того, было это слово, дело или тауассуль?

Шейх ответил: “Если человек, который̆ верит в Аллаха и Его посланника да благословит его Аллах и приветствует совершил что-то, что является куфром или же в его убеждении куфр, будучи в неведении о том, с чем послал Аллах Своего посланника да благословит его Аллах и приветствует, то такой̆ человек для нас не будет кафиром! И мы не выносим суждение о его неверии, пока до него не дойдёт пророческий̆ довод, противоречие чему выводит из ислама. И если до него дойдёт довод и ему будет разъяснено то, с чем пришел посланник да благословит его Аллах и приветствует, а он упрется в совершении этого (куфра) после довода, то вот такой человек становится неверным. Ведь куфр будет по причине противоречия Книге Аллаха и Сунне Его посланника да благословит его Аллах и приветствует. И в этом единогласное мнение всех ученых”. 

(См. “ад-Дурар ас-сания” (10/239).


Шейх Абдуль Ллятыф ибн Абдур-Рахман Али Шейх (1225), опровергая наговор на шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, что якобы он считал страны мусульман – странами людей̆, которые в основе неверные, сказал:

«Это ложь и клевета, он такого не говорил! И я не знаю никого из мусульман, не говоря уже об ученых, кто такое бы говорил. Наоборот, все они единогласны в том, что на страны мусульман распространяются законоположения Ислама в любое время и в любом месте. Однако люди говорили о странах многобожников, которые поклоняются пророкам, ангелам и праведникам, к которым они взывают наряду с Аллахом – Господом миров, ища приближения к ним, как это делают поклонники могил. Относительно таких людей̆ и говорили ученые, относительно их неверия, многобожия и заблуждения. Известно и в этом единогласие среди обладающих знанием, что тот, кто совершит подобное из числа тех, кто говорит два свидетельства, то решение о его неверии и вероотступничестве выносится после предоставления ему довода, и они не считают такого человека в основе неверным и я не знаю кто бы сказал обратное, за исключением Мухаммада ибн Исмаиля Сан’ани (1182) в своем послании «Очищение вероубеждении» сказав: они (так) и не узнали на что указывает слово искренности (единобожия) и этим самым не вошли в ислам, отсутствие знания смысла (таухида). Но наш шейх (Мухаммад ибн Абдель Ваххаб) не согласен с ним в этом».

(Книга: Освещающий мрак, в опровержении тому, кто возвел ложь на шейха и приписал его такфиру мусульман. «Мисбах аз-зилям фи-ррад „аля ман казаба аш-шейх аль-имам уа насабаху иля такфир ахль аль-иман уаль-ислям» 52-53).


Спросили шейха Усаймина, да помилует его Аллах, об оправдании по причине незнания в вопросе вероубеждения, на что он ответил:  Разногласие в вопросе оправдание по невежеству такое же разногласие, как и разногласия в вопросах фикха. Иногда это может быть словесным разногласием, а иногда из-за применения положения такфира к определенному человеку. Например, все единогласны в том, что это действие, или слово, или оставление (действия), является неверием. Но распространяется ли это положение на определенного человека, были ли ему представлены доказательства и устранены все препятствия для предъявления ему обвинения, или нет?

Незнающий, который совершает неверие, бывает двух видов:

Первый: это человек, исповедующий не ислам или вообще неверующий, и он даже не догадывается, что настоящая религия — это не то, во что он верит. На такого человека распространяется хьукм, исходя из его явного положения, т.е. куфра.

Второй: это человек, исповедующий Ислам, но вместе с этим он совершает действия неверия, и он даже не догадывался, что эти действия противоречат Исламу, и никто не предупредил его об этом. На такого человека распространяются положения, исходя из его явного Ислама, а в Судный день Аллах решит его положение. На это указывают Коран, Сунна и слова ученых.

Перед тем, как вынести такфир, необходимо знать две вещи:  Первое: довод из Корана и Сунны, что это выводит из Ислама, во избежание возведения лжи на Аллаха.  Второе: что это решение подходит этому определенному человеку, и что исполнились все условия такфира по отношению к нему, и удалены все препятствия.

 Итак, незнающий (джахиль) прощается за совершение неверия словом или делом, так же как он прощается за совершение фиска словом или делом, и это мнение строится на доводах из Корана, Сунны, разума и слов ученых. 

Mаджму фатауа шайха Усаймина Том 2, номер вопроса: 224.



Шейх уль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Поистине, истолковавший ошибочно (некое положение в религии), если желал посредством этого следовать посланнику, мир ему и благословение Аллаха, то он не обвиняется в неверии и даже не обвиняется в нечестии, если он проявил усердие в достижении истины но ошибся. И это общеизвестно среди (ученых) людей в вопросах, связанных с делами.
А что касается вопросов, относящихся к вероубеждению, то многие люди обвинили в неверии допустившего ошибку в них. И это мнение (о такфире) не известно ни от одного из сподвижников, ни от табиинов, которые наилучшим образом последовали за сподвижниками, и ни от одного из имамов мусульман. Однако, оно в основе — одно из мнений приверженцев нововведений. Которые выдумывают нововведение, а затем обвиняют в неверии того, кто им противоречил. Подобно хариджитам, муътазилитам и джахмитам. В подобное (нововведение) попали многие из последователей имама Малика, аш-Шафийя, Ахмада и других.
Иногда некоторые из них выводят из ислама всех нововведенцов, и называют нововведенцам тех, кто противоречит им в том, на чем они сами.
Это и есть суть слов хариджитов, муътазилитов, и джахмитов. Такое можно встретить у (некоторых) последователей (четырех) имамов, но не у самих имамов».

Минхадж ас-сунна ан-набавийя 5/239-240



Шейх Сулейман Рухайли

Оправдание по невежеству есть, и никто его отрицать не может.

https://www.instagram.com/tv/CG5Xfg6DSMP/?utm_source=ig_web_copy_link

Рекомендации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *