Классификация: Единобожие в именах и атрибутах Аллаха Главная

Аллах — اللهُ

Имя, указывающее на Божественную Сущность, обладающую всеми качествами совершенства, величия и красоты, и никто, кроме Него, не достоин поклонения.

аль-Хафииз («Хранитель», «Оберегающий») — حفيظ

Тот, Кто оберегает и защищает сотворённое Им, и охватывает Своим знанием всё что создал и предписал.

Воздавание хвалы — تَحْمِيدٌ

Это когда молящийся говорит: «Господь наш, и Тебе надлежит вся хвала» (раббана уа лякя-ль-хамд), в процессе выпрямления после поясного поклона.

Признание святости — تقديس

Возвеличивание Аллаха посредством описаний совершенства и красоты и признание отсутствия у Него любых недостатков и изъянов.

Единобожие — توحيد

Признание единственности Аллаха во всём, что присуще исключительно Ему — Господстве, Божественности, обладании прекрасными именами и совершенными качествами, — и отречение от ширка.

Праведные халифы — الخُلفاءُ الرّاشِدُونَ

Четыре первых праведных халифа — это те, кто друг за другом правили мусульманами после смерти Посланника Аллаха Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Это Абу Бакр ас-Сыддик, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн ‘Аффан и ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен ими Аллах).

Тасбих — تَسْبِيحٌ

Признание отсутствия у Всевышнего Аллах каких-либо недостатков и признание Его абсолютного совершенства.

Знамения Аллаха — آيات الله

Всё, что указывает на Аллаха.

Коран — القرآن

Слова Всевышнего Аллаха, ниспосланные Его Посланнику Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Их чтение является поклонением, они записаны в мусхафах и переданы нам множеством надёжных передатчиков.

«Муракаба» (самоконтроль) — مُراقَبَةٌ

Постоянное знание раба Аллаха о том, что его Господь видит его во всех его состояниях, сопровождающееся страхом перед Его наказанием.

Искажение («тахриф»). — تَحْرِيفٌ

«Тахриф» — искажение смысла слов по форме или по содержанию.

«та»тыль» (лишение имён и / или атрибутов Аллаха их смысла) — تعطيل

Отрицание присущих Всевышнему Аллаху имён и атрибутов, или отрицание некоторых из них.

Такйиф — попытка дать объяснение того, что представляют собой атрибуты Всевышнего — تكييف

Разъяснение сущности атрибутов Всевышнего Аллаха или вопросы относительно их сути

Танзих — Отрицание наличия у Аллаха каких-либо недостатков, а также отрицание чего-либо, подобного Ему. — تَنْزِيهٌ

Отрицание наличия у Всевышнего Аллаха каких-либо недостатков и изъянов, а также отрицание подобия кого-либо Аллаху в Его атрибутах совершенства и красоты.

Придирчивость, разборчивость, напыщенность, щепетильность — تنطع

Притворство и чрезмерное углубление в словесные и практические вопросы религии, в противоречии с тем, что приводится в шариате.

Вознесение на небеса — الرفع إلى السماء

Подъём Исы, мир ему и благословение, на второе небо духом и телом по повелению Всевышнего Аллаха в качестве милости к нему и почёта.

Престол — كرسي

Место стоп Всевышнего Аллаха, Пречист Он, которое расположено перед Троном

Вознесение (ми‘радж) — معراج

Вознесение – восхождение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, духом и телом в состоянии бодрствования, а не сна, в сопровождении Джибриля, мир ему, из Байт аль-Макдис (Иерусалима) к Лотосу крайнего предела.

Единство бытия — وحدة الوجود

Шариатское (терминологическое) определение: Вероучение, основанное на утверждении, что существование Всевышнего Аллаха подобно существованию Его творений.

Неграмотность — عجمة

Неясность речи — это неразборчивость языка вследствие чего плохо понимается смысл слов.

Отрицаемые атрибуты — صفات منفية

Атрибуты, наличие которых у Себя Аллах отрицает в Своей Книге, или отрицает их устами Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, например, такие атрибуты как слабость, сон, несправедливость и тому подобное.

Равный (нидд). — نِدٌّ

Равный — имеется в виду тот, кого люди (часть людей) считают равным Богу, подобным Ему в том, что заслуживает лишь сам Преславный Бог из Божественности, Господства, имен и качеств.

ас-Сыфаат ас-сальбия (негативные атрибуты, наличие которых у Аллаха отрицается) — صفات سلبية

Это те атрибуты, наличие которых у Себя Всевышний Аллах отрицает в Своей Книге или устами Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и которые не достойны Аллаха, Пречист Он.

ас-сыфаат аль-фи»лийя — Атрибуты действия — صِفاتٌ فِعْلِيَّةٌ

Атрибуты, связанные с желанием Всевышнего Аллаха и Его волей, и которые проявляются снова и снова в зависимости от Его пожелания.

Трон — العَرْشٌ

Великий Трон с ножками , который сотворил Аллах и над которым затем вознёсся. Он повелел ангелам нести его, является куполообразным, а так же он вершина и потолок всех творений.

Надежда — رَجاءٌ

Надежда на хорошее, которое может произойти в будущем, уповая на милость Аллаха

Чудо, карамат — كَرامَةٌ

Нечто сверхъестественное, что Аллах являет руками Своих приближённых, не сопровождаемое ни вызовом, ни притязаниями на пророчество

Знание об Аллахе — مَعْرِفَةُ اللهِ تعالى

Знание об именах, качествах, действиях, а также законах Аллаха, которые Он установил для Своих рабов.

Ильхаад фи аяти-Ллах — Отклонение в понимании аятов Аллаха — الإلحاد في آيات الله

Искажение истинного смысла шариатских текстов либо путём их дискредитации, либо признание их слов с искажением истинных смыслов, или приписывание какого-либо из знамений Аллаха в мироздании кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха, в полной мере, с соучастием или помощью.

Смирение — تَضَرُّعٌ

Чрезмерное чувство бедности и нужды в Великом и Всемогущем Аллахе.

Истина — حَقٌّ

Достоверное и доказанное, то, что невозможно отвергнуть.

Сущностные качества Аллаха (ас-сыфат аз-затийя). — صفات ذاتية

Сущностные качества Аллаха — это качества, которые навечно неразделимы с Божественной сущностью, и с которыми не связаны желание и выбор.

Божественные качества, подтвержденные шариатом и разумом — الصِّفاتُ الشَّرْعِيَّةُ العَقْلِيَّةُ

Божественные качества, подтвержденные шариатом и разумом — это те качества Всевышнего, которые определены шариатским и рациональным доводом одновременно.

Благой — طَيِّب

Шариатское (терминологическое) определение: Благим является все дозволенное, приятное и хорошее для человека, лишенное всего вредоносного и мерзкого.

Чётное число — الشَّفْعُ

Присоединение чего-то к чему-то подобному, чтобы оно стало парой ему.

Переведен на: Русский

День Арафата — يَوْمُ عَرَفَة

Это 9-й день месяца зуль-хиджжа.

ат-Таъвииль (толкование, разъяснение смысла) — تَأوِيلٌ

Изменять значение слова от более правильного к менее правильному, ему противоречащему.

Изменение — تَغَيُّرٌ

Шариатское (терминологическое) определение: Изменение – превращение, переход из одного состояния в другое.

Приворот (как разновидность колдовства). — تولة

Колдовство, совершаемое с целью усилить любовь мужа к жене, или жены к мужу.

Халяф — Последователи (в противоположность предшественникам) — خَلَفٌ

Те, кто жил после трёх лучших поколений и пошёл по пути приверженцев нововведений и прихотей.

Качества — الصفات

Сыфат – утверждённые в Коране и Сунне качества божественной Сущности, описывающие Аллаха атрибутами совершенства, красоты и величия, которые отличаются от качеств иных сущностей.

Описание — وصف

Свойства, упомянутые в Коране и Сунне, отличающие Божественную сущность от иных сущностей.

Муштарак — Слово, одинаковое по форме и имеющее несколько значений — مُشْتَرَكٌ لَفظيُّ

Слово, одинаковое по форме и имеющее несколько значений.

Наука калям — عِلْمُ الكَلامِ

Наука, содержащая доказательства убеждений веры, основанные на доводах разума, без ссылки на шариатские доказательства.

ас-Сыфаат аль-«аклия (атрибуты Всевышнего, подтверждаемые разумом) — الصفات العقلية

Атрибуты Всевышнего Аллаха, Пречист Он, утверждение которых основывается одновременно на доказательстве разума и здравом естестве человека, и при этом сопровождается доказательством в шариате.

Установленное разумом — عقليات

Установленное разумом — это все то, что установлено разумом, что можно постичь или обойти посредством разума.

Благословен Аллах — تبارك الله

Выражение, указывающее на возвеличивание и святость Аллаха, и означающее, что Аллах велик и свят и Он превыше всего.

Приписывание Аллаху — تجسيم

Утверждение о том, что у Аллаха есть тело.

Прославление (сана’). — ثناء

Прославление — это многократное повторение хвалы в отношении Всевышнего Аллаха с упоминанием Его прекрасных качеств и действий, заслуживающих похвалы.

Многобожие в мольбе — شِرْكٌ في الدَّعْوَةِ

Испрашивание у кого-то кроме Аллаха того, на что способен только Всевышний Аллах, будь то избавление от бед и трудностей или обретение каких-то благ и получение пользы.

Установленные качества Аллаха — الصفات الثبوتية

Установленные качества Аллаха — это те качества, которые Всевышний Аллах закрепил за Собой в Своей Книге или же закрепил устами Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Придаточные качества — صِفاتٌ إضافِيَّةٌ

Придаточные качества — это те качества, которые служат дополнением к их Субъекту и которые можно осознать исключительно через осознание того, что является их следствием.

качества, установленные восприятием от услышанного и осмысленные разумом — الصِفاتُ السَمْعِيَّةٌ العَقْلِيَّةٌ

Качества, установленные восприятием от услышанного и осмысленные разумом — это те качества Всевышнего, которые установлены рациональным и шариатским доказательством одновременно.

Любовь — عِشْقٌ

Сильная любовь, сочетающаяся со страстью

Речь — كَلامٌ

Речь – это составленное выражение, несущее определенные значения, понятный смысл.

Создание (ибда‘). — إبداع

Создание — основание, сотворение чего либо того, чего ранее не существовало.

Вечный (абади) — أبدي

Вечным называют все, что существует постоянно и не имеет конца.

аль-А’даам азалиййя (несуществующее извечно в небытии) — أعْدامُ أَزَلِيَّةٌ

Несуществующее, не имеющее начала

Цели, достижение которых заложено в основе какого-либо действия — أَغْراضٌ

Цели и мудрости, к которым стремятся при совершении действий и установлении шариатских норм и решений.

Афууль (заход, закат солнца или луны) — أفول

Заход и исчезновение чего-либо

Срок, предел — أمد

Определённый период имеющий предел и окончание.

Творения. — أَنامٌ

Все творения, существующие на земле.

Создание — إيجاد

Шариатское (терминологическое) определение: создание Всевышним Аллахом всего сущего без примера и прообраза.

Самоочевидные истины — بدهيات

Шариатское (терминологическое) определение: Изначально присущие познания, которым не предшествует ни размышление, ни обучение.

«Танзиль» (ниспослание, Откровение) — تنزيل

Это Речь Всевышнего Аллаха, ниспосланная в виде Откровения Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, посредством Джибриля, мир ему и благословение.

Хубук — Путь движения светила — حُبُك

Хорошая черта характера, проявляющаяся в том, что всё делается наилучшим образом, правильным и сильным.

Пустота, пустое пространство — خلاء

Пустота в которой ничего нет.

Фраза общего характера — ألفاظ مجملة

Фраза, которая может иметь как соответствующий истине смысл, так и несоответствующий , поскольку её истинный смысл можно понять только после подробного разъяснения.

Невозможное — مستحيل

Всё, существование чего исключается разумом.

Несуществующий — معدوم

Нечто такое, чего нет, что отсутствует и не существует.

Невозможное — ممتنع

То, чего не может быть на самом деле, однако разум может это себе представить.

Софистика — سَفْسَطَةٌ

Шариатское (терминологическое) определение: Софистика – преднамеренное отрицание непреложных истин, подтверждаемых священными текстами и разумом, с целью запутать оппонента и ввести его в заблуждение.

Внутрисущностная Речь (аль-калям ан-нафсий) — كلام نفسي

Внутрисущностная Речь (аль-калям ан-нафсий) – аш‘аритская доктрина о внутренней Речи Аллаха — Пречист Он от того, что Ему приписывают — согласно которой Аллах разговаривает без букв и без звуков, и эта Речь не связана с Его волей и мощью.

Мусамма — Называемое, называемый объект — مُسَمَّى

Конкретный известный смысл, на который указывает имя (название).

мальфууз — Произнесённое, произносимое — مَلْفُوظٌ

То, что произносит человек и ему подобные, как бессмысленное, так и используемое в качестве части речи.

Первичная материя или просто «материя» — هَيُولَى

Материя не имеющая определённой формы и облика, и пригодная для придания любой формы и облика

Согласованное значение — دلالة المطابقة

Согласованное значение — это смысл слова, охватывающий все его значения.

Вещь — شَيْءٌ

Вещь — это любой объект бытия, который можно познать или о котором можно сообщить.

Атрибут «Сущности» или «Самости» — صِفَةٌ نَفْسِيَّةٌ

Атрибут, указывающий только на Сущность Аллаха, и не указывающий на какие-либо другие атрибуты.

Две противоположности — ضِدّانِ

Шариатское (терминологическое) определение: две противоположности – это две вещи, которые не могут наличествовать одновременно, но могут одновременно отсутствовать.

Абсолютное небытие, ничто. — عَدَمٌ مَحْضٌ

То, что ничем не является, ничего из себя не представляет и не существует.

Акциденция («арад) — عَرَضٌ

Всё то, что в своём существовании нуждается в чём-то другом, и не может находиться самостоятельно, а только в чём-то постороннем.

Действующее лицо — فاعِلٌ

Шариатское (терминологическое) определение: субъект, обладающий желанием и возможностью произвести какое-либо действие.

Переносное значение, метафора — مَجَازٌ

Использование слова в ином от его основного прямого значения в силу какой-то связи и при контекста.

Слово, несущее один смысл применительно к разным объектам — متواطئ

Это когда слово, применимое к разным объектам, несёт один и тот же смысл.

Синоним — مُتَرادِفٌ

То, что имеет один смысл и множество названий.

Сущность, истинная суть — ماهِيَّةٌ

То, что говорится в ответ на вопрос «что это» и позволяет получить представление о предмете

Отдельные части целого — أَبْعاضٌ

Всё то, что может отделиться от целого.

Избранное единение — الاتِّحادُ الخاصُّ

Убеждённость в том, что Всевышний Аллах объединился с отдельными творениями, но не со всеми.

Истифхаам — اسْتِفْهامٌ

Стремление узнать о чём-то, что не было известно до этого, при этом в словах используются специальные вопросительные частицы, такие как ман (кто?), халь (вопросительная частица в целом указывающая на вопрос), кайфа (как?), и так далее.

Словообразование, этимология — اشْتِقَاقٌ

Образование одного слова или нескольких от другого, при некотором сходстве в форме и значении.

Имя (исм). — اسم

Имя — это словесное обозначение чего или кого-либо; его название, наименование.

Сочетание, соединение. — اِقْتِرانٌ

Объединение двух вещей в каком-либо смысле.

Создание — إنشاء

Общее краткое разъяснение: положить чему-нибудь начало, сотворив его не имея примера и подобия.

«аууалийят» (предпосылки, первоочередные представления) — أَوَّلِيّاتٌ

Решения и предпосылки, возникающие у человека в силу его разума, без причины, которая бы обязывала принять их.

Противоположность — تخالف

Различие названий и того, что ими названо

Сложение из составляющих (таркиб) — تركيب

Сложение сущности из атрибутов.

Синонимичность — تَرادُفٌ

Несколько названий одного и того же объекта

Нескончаемая последовательность — تسلسل

Этот термин не встречается ни в Коране, ни в Сунне. В них встречаются только однокоренные слова «сильсиля» и «салясиль». «Тасальсуль» — термин, введённый последователями калама и используемый для обозначения бесконечной последовательности, хотя в арабском языке значение этого слова не указывает на бесконечность — как раз наоборот, примеры его употребления в языке предполагают законченность.

Представление — تَصَوُّرٌ

Возникновение образа чего-либо в уме и понимание его сущности, не сопровождающееся отрицанием или утверждением.

Уподобление — تَشْبِيه

Убеждение, согласно которому Творец подобен творению в Своих атрибутах, или что творение подобно Творцу.

Тело — جسم

Тело и туловище

Возникший, появившийся — حادث

Появление чего-либо после того, как этого не было

Хайиз (место в пространстве, которое занимает объект) — حَيِّزٌ

Пустота, которая охватывает и окружает что-либо

Прямое значение — حَقِيقَةٌ

Прямое значение — это первоначальное, исходное значение слова.

Субстанция (хаюля). — هيولة

Субстанция — это материя, которая не имеет определенной формы или внешнего вида, но может принять их.

Невозможное — مستحيل الوجود

Невозможным (мустахиль аль-вуджуд) является все, существование чего в реальности немыслимо с точки зрения разума.

Рекомендации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *