КНИГА ЕДИНОБОЖИЯ

Глава первая

УРОК 1

          Рассматриваемые вопросы:

    1. Мудрость сотворения джиннов и людей.
    2. Поклонение представляет собой таухид, о котором и идет речь в данной книге. Именно это было причиной враждебности народов к своим пророкам.
    3. Кто не соблюдает таухид, тот не поклоняется Аллаху. В этом и состоит смысл слов, которые Всевышний повелел сказать Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «И вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я» (Неверные, 5).
    4. Мудрость направления к людям посланников.
    5. Их миссия охватила все народы.
    6. Религия всех пророков едина.
    7. Важный вопрос заключается в том, что поклонение Аллаху немыслимо без отказа от тагута. Именно в этом заключается смысл высказывания Всевышнего: «Кто отказывается от тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную рукоять…» (Корова, 256).
    8. Тагутом является все то, чему поклоняются, или тот, кому поклоняются.
    9. Огромное значение трех аятов из суры «Скот», в которых освещаются десять вопросов, главный из которых состоит в запрещении ширка.
    10. Аяты из суры «Перенес ночью», содержащие указания по восемнадцати вопросам и начинающиеся следующими словами Аллаха: «Не воздвигай наряду с Аллахом другого божества, чтобы не оказаться порицаемым, покинутым!» (Перенес ночью, 22). Заканчиваются же они высказыванием Аллаха: «…Не воздвигай наряду с Аллахом другого божества, не то будешь ввергнут в геенну осужденным, презренным!» (Перенес ночью, 39).
    11. Аят из суры «Женщины», называемый «аятом десяти прав», который Аллах начинает следующим высказыванием: «И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего» (Женщины, 36).
    12. Указание на завещание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед смертью.
    13. Знание нашей обязанности пред Аллахом.
    14. Знание обязанности Аллаха перед рабами, если они исполняют свою обязанность.
    15. Это не было известно большинству сподвижников.
    16. Допустимость скрывать знание в общих интересах.
    17. Похвальность передачи мусульманину доброй вести, которая обрадует его.
    18. Боязнь самоуспокоенности обширностью милости Аллаха.
    19. Долг человека, осознающего, что он не знает ответа на вопрос, — сказать: «Аллаху это ведомо лучше».
    20. Допустимость передачи знаний только части людей и сокрытия их от других*.
    21. Скромность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ехавшего на осле и позволившего своему спутнику сидеть позади него.
    22. Позволение сажать позади себя седока на верховое животное.
    23. Превосходство Муаза ибн Джабаля.
    24. Огромное значение вопроса о таухиде.

 

https://vk.com/audio?performer=1&q=%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD

[spoiler title="Текстовой урок"]

ГЛАВА 1  — КНИГА ТАУХИДА


          Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». 13 (Рассеивающие, 56).

          Он сказал также: «Мы отправили к каждому народу посланника с повелением «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута» (Пчелы, 36).

          Всевышний сказал: «Господь твой повелел не поклоняться никому, кроме Него, и проявлять благодеяние к родителям. Если один из них или оба достигнут при тебе старости, то не говори им «тьфу», и не кричи на них, а говори с ними словами почтительными. И преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господь! Будь милостив к ним, ведь они воспитали меня, когда я был маленьким»» (Перенес ночью, 23 24).

          Всевышний Аллах сказал: «И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего, делайте добро родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, соседу близкому по родству и соседу чужому, другу по соседству, путнику и тому, кем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделив, тщеславен!» (Женщины, 36).

          Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего и делайте добро родителям; не убивайте ваших детей по причине бедности — Мы прокормим их и вас; не приближайтесь к мерзостям, ни к явным из них, ни тайным; не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. Это завещал Он вам,- может быть, вы будете рассудительны! И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как с тем, что лучше, пока он не достигнет зрелого возраста; соблюдайте справедливость в мере и весе. Мы не возлагаем на душу ничего, кроме того, что ей по силам. А когда вы говорите, то будьте справедливы, даже в отношении родственников. И будьте верны завету Аллаха. Это завещал Он вам,- может быть, вы размыслите!Это есть мой путь, прямо ведущий; следуйте же по нему и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, — может быть, вы будете богобоязненны!». (Скот, 151-153)

Ибн Масуд да будет доволен им Аллах сказал: «Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на котором есть его печать, пусть прочтет слова Всевышнего: «Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего…» до слов «…Это есть мой путь пря-мо ведущий» (Ат-Тирмизи [3072]. Он назвал этот хадис хорошим, и он действительно является таким).

          Муаз ибн Джабаль да будет доволен им Аллах рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка верхом на осле, и он спросил меня: О Муаз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чем обязанность Аллаха перед рабами? Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Обязанность рабов пред Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего, а обязанность Аллаха* перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего. Я спросил: «О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся». Этот хадис приводится в «ас-Сахихах» аль-Бухари 13/300 и Муслима (30)


КОММЕНТАРИИ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

          Что такое поклонение?

          Ответ: Ибн Теймийа сказал: «Поклонение — это подчинение Аллаху, основанное на повиновении тому, что приказал Аллах устами пророков». Он же сказал: «Поклонение — это понятие, объединяющее все слова и дела, как явные, так и скрытые, которые любит Аллах и которыми Он доволен».

  Ибн Касир сказал: «Поклонение Ему — это подчинение Ему в совершении того, что Он повелел, и отказ от совершения, запрещенного Им, в чем и заключается сущность Ислама как религии, потому что смысл слова «Ислам» — это покорность Всевышнему Аллаху, высшее повиновение, подчинение, смирение».


          Кто такой Тагут?

          Ответ: Умар ибн аль-Хаттаб да будет доволен им Аллах сказал: «Тагут — это Шайтан».

          Джабир же сказал: «Тагуты — это предсказатели, в которых вселился Шайтан». Это передал Ибн Абу Хатим.

          Имам Малик сказал: «Тагут — это все, чему поклоняются помимо Аллаха».

    1. Тагут — это идол которому поклоняются.
    2. Тагут — это тот, кто судит не по закону Аллаха.
    3. Тагут — это колдуны и предсказатели.
    4. Тагут — это Шайтан.
    5. Тагут — это то, что приукрашивает поклонение помимо Аллаху кому либо другому.

          Слова Всевышнего Аллаха: «Мы отправили к каждому народу посланника с повелением «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута» (Пчелы, 36)

          В этом аяте содержится указание на то, что Всевышний Аллах послал в каждый народ посланников с призывом поклоняться только Аллаху и избегать тагута.


          В чем заключается право рабов на Аллаха?

          Ответ: Ибн Теймийа сказал: «Подчинившийся раб заслуживает вознаграждения, и это — его право благодаря благодеянию и милости [Аллаха], а не по праву возмещения, подобному праву одного творения перед другим.

          Этой главой составитель книги, да смилостивится над ним Аллах, хотел указать на то, что таухид — это обязанность каждого дееспособного человека, таухид — это цель нашего появления на этом свете, право Аллаха на Своих рабов.

Экзаменационные вопросы


Глава вторая

УРОК 2

          Рассматриваемые вопросы:

    1. Обширность милости Аллаха.
    2. Неизмеримость награды Аллаха для убежденных в таухиде.
    3. Прощение Аллахом грехов муваххидов.
    4. Смысл аята 82 из суры «Скот».
    5. Рассмотрение пяти понятий, приведенных в хадисе Убады.
    6. Соединив этот хадис с хадисом Итбана и последующими, ты уяснишь значение высказывания «нет божества, кроме Аллаха» При этом тебе станет ясной ошибка оболыценных.
    7. Напоминание об условии, содержащемся в хадисе Итбана.
    8. Даже пророки нуждаются в напоминании о добродетели высказывания «нет божества, кроме Аллаха».
    9. Указание на то, что чаша с формулой таухида перевешивает все создания Аллаха, хотя чаши многих из тех, кто произносит эту формулу, остаются легкими.
    10. Утверждение наличия семи земель наряду с семью небесами.
    11. Все небеса заселены.
    12. Утверждение качеств Аллаха в отличие от ашаритов.
    13. Если ты ознакомишься с хадисом Анаса, то поймешь, что сказанное в хадисе Итбана — «…Ибо, поистине, Аллах избавляет от Огня того, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха», стремясь тем самым к лику Аллаха» — указывает на отказ от ширка не только в словесной форме.
    14. Иса, мир над ним, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в равной степени являются рабами Аллаха и Его посланниками.
    15. Знание особенности Исы как слова Аллаха.
    16. Иса является также и духом от Аллаха.
    17. Знание блага веры в Рай и адский Огонь.
    18. Значение выражения «…в соответствии с делами его».
    19. Знание того, что весы имеют две чаши.
    20. Значение выражения «лик Аллаха».
[audio mp3="https://manhaj-salyaf.com/wp-content/uploads/2020/09/2-urok-dobrodetel-tauhida.mp3"][/audio]

[spoiler title="Текстовой урок"]

ГЛАВА 2 — ДОСТОИНСТВО ТАУХИДА И КАКИЕ ИЗ ГРЕХОВ ОН ИСКУПАЕТ.


          Текст книги:

          Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них безопасность, и они — на верном пути». (Скот, 82).

          Комментарии к данному аяту:

Вопрос: о какой несправедливости здесь идет речь?

Ответ: несправедливость бывает трех видов:

    1. многобожие,
    2. угнетение рабов Аллаха,
    3. угнетение собственной души.

          Здесь под словом несправедливость — означает многобожие. Сообщается что ибн Масуд да будет доволен им Аллах рассказывал: «Когда был ниспослан аят «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость…», мы сказали: «О посланник Аллаха! Кто же из нас не поступает несправедливо со своей душой?» Он сказал: «Это не то, о чем вы говорите. В словах «…и не облекли своей веры в несправедливость…» имеется в виду многобожие. Или вы не слышали слов Лукмана своему сыну: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей: ведь многобожие — великая несправедливость!»? (Лукман, 13). (Хадис передал аль-Бухари 6/281).


          Текст книги:

          Убада ибн ас-Самит рассказывал: «Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, что Иса — раб Аллаха и Его посланник, а также слово Его, посланное Марйам, и Дух от Него, и что Рай истина, и что Огонь — истина, того введет Аллах в Рай в соответствии с делами его».  (АльБухари, 6/342; Муслим, [28])

          Комментарии к данному хадису:

    • Слово «свидетельство» подразумевает, что произносящий его говорит на основании знания, уверенности, искренности и верности. Отсутствие этого делает данное свидетельство недействительным.
    • Свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» отрицает божественную природу всего, кроме Аллаха, и требует выполнения его сердцем, языком и телом.
    • Слова «…Одного, у Которого нет сотоварища…», которые подтверждают и объясняют смысл свидетельства.
    • Свидетельство о том, что «Мухаммад — Его раб и Его посланник» утверждает то, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, послан ко всем людям, чтобы донести до них Слово Аллаха, обрадовать верующих вестью о блаженстве в Будущей жизни и предупредить неверующих о приближающемся наказании.
    • Выражение «Иса — раб Аллаха и Его посланник» показывает заблуждение убеждений христиан в том, что он является Богом, сыном Бога или одним из Святой Троицы.
    • Выражение «…слово Его, посланное Марйам…» означает, что Аллах создал Ису словом, с которым послал Джибриля к Марйам, чтобы тот вдохнул в нее, по воле Всевышнего, дух Исы. Он сказал: «Будь», — и он стал, однако сам Иса не является речью Господа.
    • Выражение «дух от Него» означает, что душа Исы — это одна из тех многих душ, сотворенных Всевышним.

          Текст книги:

          В хадисе Итбана говорится: «…Ибо, поистине, Аллах избавляет от Огня того, кто сказал «нет божества, кроме Аллаха», стремясь тем самым к лику Аллаха». (Аль-Бухари 11/206, 12/271; Муслим 33).

          Комментарии к данному хадису:

          Этот хадис раскрывает смысл свидетельства «нет божества, кроме Аллаха» и показывает неизбежность отказа от многобожия того, кто засвидетельствовал его с искренностью, убежденностью и верностью.

          Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Это хадис о том, кто произнес свидетельство и умер с ним, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: искренне, от чистого сердца, без сомнения с верностью и уверенностью.

          Хадис указывает на добродетель единобожия, что единобожник избежит Адского Огня. Избавление бывает двух видов, избавление от Огня самого начала, что единобожник не будет введен в Огонь, и избавление от вечного пребывания в Адском Огне после того, как Аллах очистит его от грехов введет его в Рай.


          Текст книги:

          Абу Саид аль-Худри приводит рассказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Муса сказал: «О Господь мой, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать Тебя и взывать к Тебе с мольбой!» Господь сказал: «Говори же, о Муса: «Нет божества, кроме Аллаха!»Муса воскликнул: «Но ведь все рабы Твои говорят это!» Господь сказал: «О Муса, если все семь небес с их обитателями, кроме Меня*, а также все семь земель будут на одном чаше весов, а слова «нет божества, кроме Аллаха» — на другой, то перевесит чаша с этими словами». Хадис приводится Ибн Хиббаном (2324) и аль-Хакимом (1/528).

          Комментарии к данному хадису:

 Этот хадис указывает на то, что «Ла илаhа илла Ллаh» («нет божества, кроме Аллаха») является лучшим зикром (упоминанием имени Аллаха). На это указывает хадис приводимый  ат-Тирмизи (2641), что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «В день Воскресения перед всеми творениями призовут одного человека из моей общины, и будут развернуты перед ним девяносто девять книг с грехами, каждую из которых не объемлет взор. Затем его спросят: «Отрицаешь ли ты что-либо из этого?» Он ответит: «Нет, о Господь!» Его спросят: «А есть ли у тебя оправдание или благое дело?» Этот человек растеряется от испуга и скажет: «Нет». Тогда ему скажут: «Есть! У нас есть одно твое благое дело, и с тобой сегодня не будут несправедливы». Тогда вынесут перед ним листок со словами «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад _ Его раб и посланник». Тогда он скажет: «О Господь! Что весит этот листок в сравнении с этими книгами?» Ему скажут: «Сегодня с тобой не будут несправедливы». Тогда поместят книги на одну чашу, а листок — на другую, и легкими окажутся книги, а листок — тяжелым». Его также привели Ибн Маджа (4300), Ахмад 4/213, Аль-Хаким 1/5 и 6; достоверный хадис.

 Ибн аль-Каййим в своем комментарии к данному хадису сказал: «Деяния не имеют превосходства благодаря своему виду и количеству, а имеют превосходство благодаря тому, что в сердцах. Два деяния могут одинаково выглядеть, однако одно может превосходить другое настолько, насколько далеки друг от друга небо и земля. Поразмышляй над хадисом о листке, который положат на одну чашу весов, а на другой будут девяносто девять книг с грехами, каждую из которых не объемлет взор. Но тяжелым окажется листок, и легкими окажутся книги, и человек не будет наказан. Ясно, что у каждого муваххида будет такой же листок, но многие из них войдут в Огонь из-за своих грехов».


          Текст книги:

  Ат-Тирмизи передал и назвал хорошим хадис, рассказанный Анасом: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Всевышний Аллах изрек: «О сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешь предо Мной не приобщающим ко Мне ничего, то я дарую тебе столько же прощения». (Ат-Тирмизи (3534) от Анаса; ад-Дарими 2/322 и Ахмад 5/172 от Абу Зарра; атТабарани от Ибн Аббаса; сильный хадис).

          Комментарии к данному хадису:

 Ибн аль-Каййим сказал: «Обладателям чистого таухида, которые не запятнали его ширком, будет прощено то, чего не будет прощено другим. И если муваххид, не приобщающий к Аллаху равных, встретил Господа с грехами величиной с Землю, то Он дарует ему столько же прощения. Однако этого не получит тот, таухид которого несовершенен. У обладателя подлинного таухида, не запятнанного ширком, не останется грехов, потому что он [таухид] содержит в себе любовь к Аллаху, возвеличивание Его, благоговение и страх пред Ним, надежду на Него Одного, а это обязательно влечет за собой смывание грехов, даже если они величиной с Землю».

Экзаменационные вопросы

Глава третья

Глава 3 Усовершенствовавший единобожие, войдет в Рай без отчета и наказания


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Знание о рангах людей в зависимости от степени их убежденности в таухиде.

2. Что означает достижение полного таухида.

3. Похвала Всевышнего Ибрахиму, мир над ним, за то, что он не был из числа многобожников.

4. Его похвала избранным людям за то, что они убереглись от ширка.

5. Одним из условий достижения подлинного таухида является отказ от заклинаний и прижигания.

6. Обобщением этих качеств является упование на Аллаха.

7. Глубокое осознание сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, того факта, что они достигнут этого только трудом.

8. Их стремление к добру.

9. Превосходство этой общины, как в количестве, так и в качестве.

10. Превосходство сподвижников Мусы, мир над ним.

11. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были показаны различные общины.

12. В день Воскресения каждая община соберется вокруг своего пророка.

13. Малочисленность людей, откликнувшихся на призыв пророков.

14. Тот из них, кому никто не внял, придет в одиночестве.

15. Польза этого знания в том, что не следует оболыцаться многочисленностью и не следует становиться отшельниками при малочисленности.

16. Разрешение пользоваться заклинанием от сглаза и укуса змеи и скорпиона.

17. Глубокие знания салафов, так как было сказано: «Хорош тот, кто уловил услышанное. Однако…» Знание того, что первый хадис не входит в противоречие со вторым.

18. Салафы были далеки от того, чтобы незаслуженно восхвалять человека.

19. Слова «Ты будешь среди них» являются одним из пророческих возвещений.

20. Превосходство Уккаши.

21. Использование увиливаний в речи.

22. Прекрасная этика посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Текст книги:

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Ибрахим был имамом, усердным пред Аллахом, ханифом (единобожником), и не был он из числа многобожников». Пчелы, 129.

Комментарии к аяту:

Подлинная убежденность в таухиде — искреннее обращение его к Аллаху и очищение от пороков многобожия, нововведении и грехов. Именно этими качествами Всевышний охарактеризовал Ибрахима, мир ему.

Во-первых, он был имамом, образцом, учил добру. Этого он добился благодаря своему постоянному терпению и убежденности, за счет которых достигается образцовость и имамство в религии.

Во-вторых, он был усердным (канит) пред Аллахом. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Усердие пред Аллахом — это продолжительное подчинение. Если совершающий Намаз удлиняет кийам (стояние), или руку’ (поклон), или саджда (земной поклон), то он является канитом. Всевышний Аллах сказал: «Разве не тот, кто усерден в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается жизни Будущей и надеется на милость своего Господа..?» Толпы, 9.

В-третьих, он был ханифом. Ибн аль-Каййим сказал: «Ханиф — это стремящийся к Аллаху, отворачивающийся от всего, кроме Него».

В-четвертых, он не был из числа многобожников из-за полноты его искренности пред Аллахом, совершенства его верности и отдаленности от многобожия.

Текст книги:

Он также сказал:«…Которые не придают сотоварищей Господу своему..». Верующие, 59—61.

Комментарии:

Это похвала Аллаха избранным людям за то, что они убереглись от малого и большого многобожия.

Текст книги:

Хусайн ибн Абдуррахман рассказывал: «Я был как-то у Саида ибн Джубайра, и он спросил: «Кто из вас видел звезду, которая упала вчера?» Я ответил: «Я видел». Затем я сказал: «Но я не был на Намазе, я был ужален». Он спросил: «А что же ты делал?» Я ответил: «Читал заклинание». Он спросил: «А что побудило тебя к этому?» Я ответил: «То, что рассказал нам аш-Шааби». Он спросил: «А что он рассказал вам?» Я ответил: «Он рассказал нам, что Бурайда ибн аль-Хусайб сказал: «Заклинание можно читать только против сглаза или укуса (змеи или скорпиона)«. Он сказал: «Хорош тот, кто усвоил услышанное. Однако Ибн Аббас рассказал нам, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне были показаны общины. Я увидел пророка с группой людей, пророка, с которым был один человек и два человека, и пророка, с которым никого не было. Вдруг передо мной оказалось множество людей, и я подумал, что это — моя община. Но мне было сказано: «Это Муса и его народ». И тут я увидел еще одно множество людей, и мне было сказано: Это есть твоя община. Семьдесят тысяч из них войдут в Рай без отчета и наказания. Затем он поднялся и вошел к себе в дом. Люди пустились в рассуждения по поводу этих обитателей Рая, и некоторые из них сказали: «Наверное, они были спутниками посланника Аллаха». Другие же сказали: «Скорее это те, кто родились в Исламе и не приобщали никого к Аллаху». Высказывались и другие мнения. Когда же к ним вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, они сообщили ему об этом, он сказал: Это те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не делают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и которые уповают на своего Господа. Тогда поднялся Уккаша ибн Михсан и сказал: «Помолись Аллаху, чтобы я стал одним из них». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Ты будешь среди них. После этого поднялся кто-то еще и тоже сказал: «Помолись Аллаху, чтобы и я стал одним из них». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «В этом Уккаша уже опередил тебя«. Аль-Бухари 10/130, 131, Муслим 220, ат-Тирмизи 2448.

Комментарии к данному хадису:

    • Заклинание (араб. «рукйа») — здесь: чтение Корана с целью излечения.
    •  В хадисе: «Я увидел пророка с группой людей». Имам ан-Навави сказал, что это — группа людей не более десяти человек.
    • Слова: «Заклинание можно читать только против сглаза или укуса (змеи или скорпиона)». Аль-Хаттаби сказал: «Смысл хадиса заключается в том, что нет заклинания целебнее и насущнее, чем заклинание от сглаза и укуса скорпиона или змеи.
    • Слова: «..не делают прижиганий и не просят об этом..» . Указание на желательность отказа от прижигания железом. Почему желательным? Потому что само по себе прижигание железом, так же как и заклинания, в исламе разрешено. Джабир рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал к Убаййу ибн Каабу, у которого был перерезан сосуд, врача, и он прижег его. Муслим, 2207, Абу Дауд, 3864.  Также ибн Аббас передал слова Пророка: «Исцеление — в трех вещах: глотке меда, кровопускании и прижигании огнем. Но я запрещаю моей общине прижигание». В другой ривайе говорится: …Но мне не нравится прижигание. аль-Бухари, 10/116.  Ибн аль-Каййим сказал: «Хадисы о прижигании делятся на четыре группы. Первая — о применении его Пророком, вторая — о неодобрении им этого, третья — о похвале тому, кто оставит это, четвертая — о запрещении им этого. И, хвала Аллаху, между ними нет противоречия. Применение этого Пророком указывает на его разрешение; неодобрение еще не указывает на его запрещение, а похвала тому, кто оставит это, указывает на то, что оставить это достойнее и лучше. Запрещение же этого означает, что у человека есть выбор между двумя путями, хотя один из них является порицаемым». То что называют сегодня одним из видов прижигания лазером в хадис не попадает.
    • Слова: «..не суеверны..» Подобным убеждениям нет места в единобожии, и салафы боролись с подобным невежеством. Однажды Тавус поехал в путешествие, и с ним был спутник. Как-то в пути каркнула ворона, и спутник сказал: «К добру!» На это Тавус сказал: «Какое же от этого добро? Не сопровождай меня больше».
    • Слова: «…которые уповают на своего Господа».Имам Ибн аль-Каййим сказал: «Упование на Аллаха (таваккуль) — основа всех степеней веры (иман) и благодеяния (ихсан), а также всех действий, связанных с исламом. Упование на Аллаха для них словно голова для тела».Слабое упование на Аллаха имеет опасные последствия, поскольку заставляет человека все сильнее привязываться к материальным причинам. Например, больной связывает все свои надежды с врачом, забывая о Создателе этого врача, а нуждающийся в деньгах приобретает их даже из запретного источника, воруя или работая в банке, операции которого не обходятся без ростовщичества.Однако не стоит ударяться в другую крайность и считать, что материальные причины ничего не значат и уповающий на Аллаха должен сидеть, сложа руки. Это ошибочное понимание упования. На самом деле упование на Аллаха — это приложение усилий и совершение действий, помогающих достичь цели, вместе с упованием на Всевышнего, Который создал материальные причины и механизмы.Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ученые единодушны в том, что пользование материальными причинами, то есть совершение действий, помогающих достичь поставленной цели, не противоречит упованию на Аллаха. Напротив, действительное упование на Аллаха невозможно без пользования причинами, потому что иначе это будет бездействие и безделье, а не упование на Аллаха».
    • Говорит ибн аль-Каййим, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на качества этих семидесяти тысяч верующих, подчеркнув именно те, которые характеризуют совершенство упования на Аллаха. Они не просят, чтобы им прочли заклинания, они не просят также, чтобы им сделали прижигание, подчиняясь предопределению Аллаха и наслаждаясь испытанием.
    • Вопрос: посредством чего, приобретается подлинный таухид?
    • Ответ: посредством очищение и освобождение от великого и малого многобожия, идейных и словесных нововведений и реальной практической ереси, а также непослушания и грехов. Это достигается совершенством преданности Аллаху в словах, делах и желаниях, полным освобождением от великого многобожия, несовместимого с основами таухида, малого многобожия, препятствующего его совершенству, а также недопущением любой ереси.

Глава четвертая

Глава 4

О НЕОБХОДИМОСТИ БОЯТЬСЯ ШИРКА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Необходимость бояться ширка.

2. Показуха является разновидностью ширка.

3. Она относится к малому ширку.

4. В этом заключается самая страшная опасность для праведников.

5. Близость как Рая, так и Огня.

6. Объединение указания на их близость в одном хадисе.

7. Представший пред Аллахом не приобщающим к Нему ничего и никого попадает в Рай, а представший приобщающим к Нему что-либо или кого-либо попадет в Огонь, даже если он поклонялся Аллаху больше других.

8. Огромное значение имеет просьба Ибрахима, мир над ним, обращенная к Аллаху, уберечь его и его детей от поклонения идолам.

9. Урок, который извлек Ибрахим из положения большинства людей, что видно из его слов: «Господь мой! Они ведь ввели в заблуждение многих людей…» (Ибрахим, 36).

10. Толкование в этой главе слов «нет божества, кроме Аллаха» так, как об этом упомянул альБухари.

11. Превосходство того, кто уберегся от ширка.

Текст книги

Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает все, что помимо этого, кому пожелает…» (Женщины, 48 и 116).

И сказал пророк Ибрахим, мир над ним: «…И отдали меня и моих детей от поклонения идолам!» (Ибрахим, 35).

В одном из хадисов Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:»Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малое многобожие». Когда его спросили, что это такое, он ответил: Показуха. (Достоверный хадис передал Ахмад 5/428 и 429 от Махмуда ибн Лабида, «Шарх ас-Сунна» аль-Багви, «аль-Кабир» ат-Табарани).

Ибн Масуд рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадет в Огонь». (Этот хадис передал аль-Бухари, 8/132, 11/493, и Ахмад 1/462и463).

Муслим приводит хадис Джабира о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто предстал пред Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадет в Рай; а кто предстал пред Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадет в Огонь«. (Муслим, 93).

Комментарии к данной главе:

Многобожие — это уподобление творений Всевышнего Творца Ему Самому и приобщение их к Нему в обладании Божественными качествами — способностью приносить вред и пользу, даровать и лишать, которые требуют обращения мольбы, страха, надежды, упования и иных видов поклонения их обладателю. Кто же обращает поклонение к творениям, тот уподобляет их Творцу, уподобляет того, кто не владеет для себя ни вредом, ни пользой, ни жизнью, ни воскрешением Тому, Кому принадлежит хвала, творения и Царство целиком. К Нему возвращаются все дела, Он владеет добром и происходит только то, что Он пожелает. Никто не воспрепятствует тому, что Он дарует, и никто не одарит того, кому Он воспрепятствует. Никто не удержит Его милость к людям, и никто не возместит ее’ после Него, и Он — Могущественный, Мудрый.

Из вышеупомянутого аята, с которой начинается глава, становится ясно, что многобожие является величайшим грехом, потому что Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает его тем, кто не покаялся в нем. Прощение меньших грехов зависит от воли Аллаха, и если Он пожелает, то простит их тому, кто предстанет пред Ним с ними, а если пожелает, то накажет за них. Многобожие имеет две разновидности: явный — великое многобожие, и скрытое — малое многобожие.

Великое многобожие состоит в приобщении к Аллаху сотоварища и обращение мольбы к нему, как к Самому Аллаху. Тем же самым является страх перед ним, любовь или обращение к нему с просьбами такими, как к Аллаху, а также посвящение ему других обрядов поклонения. Совершающий такие действия никоим образом не может быть приверженцем единобожия. Это — самый настоящий многобожник, которого Аллах никогда не введет в Рай, ибо Огонь есть место его обитания.

Малое многобожие представляет собой все слова и действия, которые приводят к приобщению к Аллаху кого-нибудь, например возвеличивание творения Аллаха, не достойного уровня поклонения ему, клятва не именем Аллаха, мелкая показуха и т.п.

Если многобожие идет вразрез с единобожием, то он обязательно влечет за собой попадание в Огонь, а великое многобожие к тому же приводит к вечному пребыванию в нем и запрещению Рая, и если возможность счастья зависит от того, уберегся человек от многобожия или нет, то, следовательно, любой раб Аллаха должен бояться многобожия больше всего на свете, всячески стремясь избежать его, причин, способствующих ему, а также всего того, что может привести к этому. Каждый раб Аллаха обязан испрашивать у Него избавления от многобожия, подобно тому, как это делали пророки, а также другие чистые и наилучшие люди.

Раб Аллаха должен упорно и неустанно воспитывать искреннюю преданность в своем сердце и укреплять ее, совершенствуя свою духовную связь с Аллахом, будучи преисполненным, раскаяния, страха, душевного трепета, надежды и стремления к благосклонности Аллаха и Его награде во всех своих делах, как явных, так и скрытых. Ведь сущность искренности такова, что она отталкивает великое и малое многобожие. Если же кто-то допускает какое-либо проявление многобожия, то это происходит из-за слабости его искренности.

 

Рекомендации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *