Шариатское постановление жертвоприношения за мертвого.
Шейху ибн Усаймину (да смилостивится над ним Аллах) был задан вопрос: «Какого Шариатское постановление жертвоприношения за мертвого?».
Ответ: «То, с чем пришла Сунна, совершение жертвоприношения (удхия) за живых. У Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умирали родственники, и он не совершал за них жертвоприношение. Если человек, еще при жизни завещал чтоб за него принесли в жертву, то в этом случаи необходимо выполнить его завещание и принести жертвенное животное. Также, принося в жертву, человек (может) принести в жертву за свою семью, с намерением за живых и мертвых членов семьи. А что касается жертвоприношения только за одного мертвого, не является Сунной
Маджму’ фатава 11/2
Также, в одной из своих лекций шейх Ибн Усаймин (да смилостивится над ним Аллах) сказал:
Совершение жертвоприношения (удхия) в своей основе предписано живым, т.е. это веление адресовано тем, кто ещё не покинул этот мир. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники совершали жертвоприношение за себя и за свои семьи. Что касается широко распространенного среди людей обычая совершать жертвоприношение (удхия) специально за умерших, то данное действие не имеет под собой никакой основы.
Жертвоприношение (удхия) за умерших может быть трёх видов:
1) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвых и за живых одновременно. Например, человек приносит животное в жертву за всю свою семью, подразумевая при этом как живых, так и мертвых членов своей семьи. Обоснованием допустимости такого действия служит то, как совершал жертвоприношение сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он производил жертвенное заклание (удхия) за себя и за членов своей семьи, в число которых входили как живые, так и те, кто уже умер.
2) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвого в соответствии с завещанием, которое умерший оставил перед смертью, тогда наследник обязан выполнить данное завещание. Доводом на обязательность данного жертвоприношения являются слова Всевышнего Аллаха:
﴾ فَمَن بَدَّلَهُ بَعْدَ مَا سَمِعَهُ فَإِنَّمَا إِثْمُهُ عَلَى الَّذِينَ يُبَدِّلُونَهُ ۚ إِنَّ اللَّـهَ سَمِيعٌ عَلِيم﴿
«Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Коран, 2:181).
3) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвых в отдельности, в качестве милостыни для них, то это разрешено. Учёные-правоведы (факихи) ханбалитского мазхаба указали в своих книгах, что награда за это жертвоприношение (удхия) доходит до умершего, и он получает от этого пользу. К такому мнению они пришли, проводя аналогию (кыяс) между жертвоприношением (удхия) и милостыней (садака). Однако мы не считаем, что заклание жертвенных животных (удхия) специально за умерших является Сунной. Потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не совершал жертвоприношение (удхия) за кого-то из умерших в отдельности. Он не приносил жертву за своего дядю Хамзу ибн Абдуль- Мутталиба, который был одним из его самых любимых родственников, также он не делал этого за своих детей, умерших при его жизни; а это три дочери, которые уже были замужем, и три маленьких сына. Он не совершал жертвоприношения (удхия) и за свою жену Хадиджу, которая была его самой любимой женой. Также нет никаких доказательств того, чтобы кто-либо из сподвижников в эпоху Пророка (мир ему и благословение Аллаха) производил жертвенное заклание (удхия) за кого-то из умерших.
Мы считаем грубой ошибкой то, когда люди совершают жертвоприношение за мертвого через год после его смерти. Они называют эту жертву «удхият аль-хуфра» (жертвоприношение за могилу) и считают, что нельзя делить награду за это жертвоприношение между покойником и кем-то ещё (т.е. оно должно быть сделано только от имени какого-то конкретного покойника). Также является ошибочным такое положение вещей, когда человек совершает жертвоприношение (удхия) в качестве милостыни (садака) за мертвых, или выполняя завещание умершего, но при этом он не приносит жертву за себя и свою семью. Если бы люди знали, что заклание животного (удхия), приобретенного на свои деньги, за себя и за свою семью охватывает как живых, так и умерших, то они не отказывались бы от этого в пользу обособленного жертвоприношения только за мертвых. (Источник: «Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота.»(“Ахкам аль- Удхия”)