Употребление пищевой добавки Кармин (е120)

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного

Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и всех тех, кто последовал за ним искренне до самого Судного Дня. А затем:

В этой статье хотел бы разобрать и ответить на вопрос, дозволено ли принимать в пищу «Кармин», зарегистрированного в качестве пищевой добавки (Е120).

Статья не является фетвой, это моё личное исследование и понимание, к которому я пришел после изучения данного вопроса.

Для начала нужно понять, что такое кармин.

Карми́н (араб. قرمز‎ [кирмиз] — кошениль — красный краситель, получаемый из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили. Область применения красителякармина: мясоперерабатывающая промышленность, молочная, кондитерская, рыбоперерабатывающая промышленность, алкогольные и безалкогольные напитки. 

Кошени́ль, а также кошенильный червец, — сборное название нескольких видов насекомых из отряда полужесткокрылых, из самок которых добывают вещество. Используемое для получения красного красителя — кармина. Насекомых собирают в период, предшествующий откладке яиц и извлекают из них кармин. При помощи жёсткой щётки или лезвия кошенилей снимают с растений. Самка кошенили в молодости присасывается хоботком к растению, сосёт сок и никогда не двигается с места; здесь же она оплодотворяется и кладёт яйца.

Кошениль относится к виду насекомых. На арабском насекомых называют «Хашратун حشرة», множественное число «Хашарат حشرات».

Я не нашел ответа на этот вопрос у ранних современных ученых таких как: Ибн Баз, Албани, Ибн Усеймин, даже у шейха Фаузана, Люхайдана и Комитета по правовым решениям. За исключением фетвы Алжирского шейха Мухаммада Али аль-Фаркуса, который говорит о запрете употребления кармина в пищу.

Шейх в своем запрете основывается на следующем:

    1. По мнению большинства ученых естество отвергает употребление насекомых, вызывающих отвращение. Всевышний Аллах сказал:«И дозволяет им блага [благие виды пищи, питья и супружества] и запрещает им мерзости [мерзкие виды еды и супругов]».Сура аль-А’раф 157 аят. Также: «О вы, которые уверовали! Питайтесь (только дозволенными) благами, которыми Мы вас наделили». Сура аль-Бакара, 172 аят.
    2. Мнение имама Малика в этом вопросе расходится с мнением большинства ученых — продолжает шейх Фаркус — он дозволяет употребление в пищу жесткокрылых и других видов насекомых, в том числе для использования их с целью лечения, делая аналогию с дозволенностью употребления саранчи, на которую указывает хадис: «Вам дозволено [употреблять в пищу] два [вида] мертвечины и два [вида] крови. Что касается двух [видов] мертвечины, то это рыба и саранча, а два [вида] крови — это печень и селезёнка».   Передал Ибн Маджа и Ахмад.

Сказал Ибн Хабиб: «Имам Малик говорил, что если есть нужда в употреблении насекомых в пищу или с целью лечения, то в этом нет проблем, если их убивают как убивают саранчу». (продолжает шейх Фаркус) Однако предпочтительным мнением в этом вопросе считаю мнение большинства ученых. Потому, что невозможно убивать жесткокрылых, как убивают саранчу перед ее употреблением (имеется в виду, отрывая голову и другие части тела), и также у них нет вытекаюшей крови (чтобы закалывать их как животных по законам Шариата). Именно поэтому они причисляются к мертвечине. Далее шейх говорит, что имам Малик и другая группа ученых дозволила употребление с условием поминания имени Аллаха и прокалыванием их иглой или чем-то подобным, делая аналогию на саранчу. И одно из условий здесь отсутствует, так как кошениль подвергают огню, затем измельчают для выведения красного вещества.

В добавок ко всему, эта добавка служит возникновением многих телесных заболеваний, таких как: аллергия у детей и даже рак.

Слова шейха Фаркуса переведены с сокращениями, не меняющими смысл.

 Хотелось бы понять и разобрать сказанное шейхом (да сохранит его Аллах).

Во-первых, естество отвергает употребление жуков и им подобным, в этом нет сомнения. Но единогласно ли это мнение среди исламских богословов: основываясь на естестве, говорить о запрете их употребления? Так как имам Малик считал дозволенным употреблять их в пищу и использовать в лечебных целях.

Во-вторых, шейх говорит, что во время их убийства не упоминается имя Аллаха и они не прокалываются иглой, что является условием дозволенности. Но разве дозволенность употребления саранчи заключается в том, что при её умерщвлении необходимо произнести имя Аллаха, как мы произносим во время закалывания животных? В то время как в хадисе сказано: «Вам дозволено [употреблять в пищу] два [вида] мертвечины».

С хадиса понимается, если мы нашли саранчу мертвой и она пригодна для употребления, то ее можно употреблять и нет необходимости её закалывать. Далее шейх говорит, что имам Малик поставил условия её умерщвления, в то время как в хадисе сказано «мертвечина», и имам Малик упомянул умерщвление любым методом: оторвав голову, лапы, бросив вариться или жарить — несколько видов. Но не упомянул, что необходимо поминать имя Аллаха и прокалывать их. Да и в хадисе говорится «мертвечина», это уже многое значит.

 Далее шейх говорит о последствиях этой добавки,  вызывающих разного рода болезни, включая раковые заболевания. Откуда у шейха информация о заболевании раком? Он не предоставил отсылки на другие источники, подтверждающих это. Естественно, вред от неё, скорее всего, есть, но он относительный. Если запрещать кармин, то вместе с этим придется запретить большую часть продуктов. Далее, этот краситель добавляется во большое количество продуктов питания, их перечисление займет много времени. И самое главное, что кошениль, прежде чем попадает к нам на стол, проходит химическую обработку, превращаясь из одного вещества в другое, сохраняя свой цвет. Ее сушат, чистят, растирают в порошок, после обрабатывают раствором аммиака или карбонатом натрия. Полученную жидкость очищают от насекомых при помощи фильтрации. Чтобы получить пурпурные оттенки добавляют известь. Она  попадает в раздел продуктов, которые изначально были запретны, но посредством химической обработки становятся дозволенными. Этот процесс называется тахаввул (изменение). Например, уксус, который изначально являлся вином, но после обработки стал дозволенным. Или же желатин, добываемый из шкур и костей животных, заколотых не в соответствии с шариатскими нормами. Сюда же входит сыр, в который добавляют концессию из свинины для того, чтобы он крепчал. И таких примеров можно привести сотни.

Владелец компании M&M’s упомянул, что они используют нехаляльный краситель для своих конфет, но разве ему судить об этом? Это уже мы будем смотреть, стал ли он для нас халяльным или нет, а не тот, кто не знает своего Господа.

Насколько я понимаю, употребление красителя кармина после его переработки дозволено в Исламе. Подобно тому, как дозволено употребление уксуса, который делают немусульмане, доводя до брожения вино. Если говорить о запрете употребления кармина, то придется запрещать большое количество продуктов питания, в чем есть сложность для мусульман.

Абу Амина Дагестани аль-Асари

Рекомендации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *