Перевод фатвы Шариатского решения относительно возврата купленного товара. Ибн Баз
Вопрос: да вознаградит вас Аллах, многоуважаемый шейх, задают следующий вопрос: некто купил одежду, затем решил вернуть ее обратно, но продавец отказался принять товар обратно, так как он поставил условие, что купленный товар возврату и обмену не подлежит. Когда покупатель не смог вернуть купленную одежду, то сказал продавцу, чтобы забрал обратно свой товар, и вернул ему его 50 риалов вместо 100, и продавец согласился на эту сделку. Вопрос, многоуважаемый шейх: считается ли такой вид договора ростовщическим?
Ответ: если покупатель купил одежду или что-то другое, затем пошел к себе домой или куда то, а после вернулся обратно к продавцу и сказал, что эта одежда его не устраивает, то покупатель не обязан принимать товар обратно, так как сделка была завершенной. Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал: «У покупателя и продавца есть выбор пока они не разошлись».
Если продавец и покупатель разошлись, и они не ставили никаких условий, то договор вступает в силу. Если покупатель купит одежду, посуду, верховое животное или автомобиль, и уйдет, а затем вернется, чтобы вернуть купленный товар обратно, то он не сможет этого сделать, кроме как с разрешения продавца. Но если продавец скажет ему: «нет, купля- продажа между нами уже состоялась», в таком случае, нет права у покупателя вернуть товар, если только в этом товаре не будет недостатка (брак). Если в товаре нашли недостаток, то в этом случае у покупателя есть выбор (вернуть, оставить и тп) и если в таком случае продавец отдаст товар за меньшую стоимость, то нет проблем. И нет проблем если он купил у него за 100, а продал ему же за 50 или 80.
Шейх ибн Баз да смилостивиться над ним Аллах.
Перевел Абу Амина Дагестани аль-асарий
2/09/2020